Кто с мечем к нам придет - от меча и погибнет
ЭкоРусь - экология пространства

Перумова сеча

Статья из "Коловорота-1998"

Лето перешагнуло свой знойный пик - Перун громыхает, осень подступает. Свет пошёл на убыль, жара сменяется умеренным теплом, начинаются утренние заморозки. Баба хребет в поле гнёт, да житье-то ей мёд: дни короче, дольше ночи, ломота в спине да разносол на столе. В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять. Старики говаривают: "Смотри осень по Макридам (1 августа): ведро на Макриду - осень сухая, дождь - осень мокрая.

2 августа - Ильин день, в народном календаре считается началом осени урожайной. Илья жниво зачинает, лето кончает. На Илью до обеда лето, после обеда осень. Пётр с колоском, Илья с пирогом. А где пирог, там и праздник. И хотя Ильин день празднично не отмечают - больно суров Илья-пророк - но в сознании он отмечен как важная веха, как некий поворотный момент в природе.

Христианский пророк принял на себя некоторые обязанности, которые выполнял поверженный князем Владимиром Перун, повелитель небесного огня и воды. Без небесной влаги не бывает урожая, как бы ни был грозен Перун, его уважали и почитали, помнят и сейчас сохранились названия мест, где были святилища Перуну, например Перынь под Новгородом. На Перунову сречу пекут хлеба из новой ржи, забивают телёнка или бычка и едят всем миром. Под свято, то есть в качестве ритуальной пищи, приносят пиво, мёд, а пироги с гороховой начинкой - главное угощение. На Руси горох славился всегда, даже был особый день - гороховый, когда все выходили на гороховое поле, объедались горохом сами, угощали друг друга и поздравляли "с горохом". Кстати, на Руси запрещалось есть горох до Ильина дня.

Горох - некий символ плодородия и богатства. В русских сказках гороховый стебель вырастает до неба, забравшихся по нему ожидают богатства. Наверное, не случайно так созвучны слова гора, гораздо и горох, а дела давно забытых дней отнесены ко времени при царе Горохе. В Белоруссии есть весенний праздник комоедицы (т.е. праздник, на котором едят комы - некоторое ритуальное яство из гороха) на котором рядятся в гороховую соломку и балагурят, отчего пошло название - шут гороховый.

Хороши пироги-гороховички, да я не едал, а от дедушки слыхал, что он раньше видал, как мужик на рынке едал. Тесто сделать как для обычного пирога, а горох перемешать с мелкорубленым и обжаренным в масле луком и ливером, положить на круглую лепёшку, края немного загнуть внутрь и соединить их тремя полосками из теста, пересекающимися в центре как спицы колеса. Выпекать в духовке.