Кто с мечем к нам придет - от меча и погибнет
ЭкоРусь - экология пространства

Ярование

Статья из "Коловорота-2003"

Ярь или ярина - растительная сила почвы, с соком поднимающаяся по стволам деревьев, из корней уходящая в стебель растения. Ярынь - вешнее состояние природы, когда цветут сады, зеленеют поля. Весной сеют яровой хлеб, который собирают по осени. Корова, которой нужен бык, "ярится", и телёнок, который задорно бегает по полю, задрав хвост, тоже ярится. Ярый, т.е. пылкий, горячий, бойкий, неудержимый бог весны Ярила приходит к нам с бурным половодьем, с пышным цветением. Он вдыхает жизнь в зерно, в семя. Ярила удал и красив, сидит посадкой молодецкой на своём белом коне в белой рубахе. На русых кудрях венок цветочный, ноги босы. Взглянет Ярило на встречного - тот без пива пьян, без хмеля хмелен, встретится взором с девицей-красавицей - мигом ту в жар бросает. А вокруг него по всему пути цветы зацветают - что ни шаг, всё духовитее, всё ярче-цветистее.

Весна землю запаривает, лето красное поджидает. Народный календарь отслеживает посевную: На Луку (5.05) высаживают лук. Пришёл Евсей (7.05) - овсы отсей. На святого Марка (8.05) сеется татарка (греча). Степан (9.05) и Семён (10.05) - ранопашцы: "Рано пар паши - урожаи хороши".

Вот она, долгожданная Весна, которую мы так старательно закликали. Теперь её встречают праздником Ярования - пение веснянок, танцы, игры, состязания, хороводы. Самый яркий день этого праздника - Юрьев или Егорьев (6 мая по новому стилю). "Заегорит весна так и самый зябкий мужик шубу с плеч долой", "Не верила бабка весне, а пришёл Егорий и её, старую, в пот бросило", "Юрий на порог весну приволок", "Пришёл Егорий - весне не уйти!". Православные христиане поминают в это день Георгия Победоносца-Змееборца. Георгий - один из самых почитаемых в народе святых.

В нынешней России "майские праздники" условно длятся с небольшими перерывами с 1 по 10 мая. Накануне "Дня солидарности всех трудящихся" в Западной Европе отмечается грандиозный колдовской праздник "Вальпургиева ночь", который христианская традиция отнесла в разряд разгула нечисти и шабаша ведьм. Само название май произошло от имени Майя, старшей из семи плеяд, дочерей Атланта и Плейоны, которая родила от Зевса сына Гермеса. Имя Майя дословно обозначает матушка, кормилица, её почитали покровительницей плодоносной земли и 1 мая приносили жертвы. В Европе и сейчас на 1 мая в дом вносят распустившиеся ветки деревьев как символ начинающегося лета.

У нас на Криницах праздник начала лета не приходится на конкретный день, но отмечаем мы его в первой декаде мая, как это стараются делать сейчас повсеместно. И это не случайно, лето же приходит не вдруг. Этот ярильный праздник, Ярилину сречу мы ещё называем Ляльником, ведь Леля - дочь Лады, богиня возрождающейся природы, первых всходов, молодости и любви. Имя Лели живёт в таких словах, как лелеять, люлька, ляля и дарит им нежность и ласковость.

Девушки надевают праздничную сряду (вы знаете родственное слово - наряд) и наряжают Лелей самую красивую подругу. Они преподносят ей венок из свежих цветов, перевязывают лентами, вплетают в косы зелень. Девушки ведут Лелю на горку. Её усаживают на скамью из дерна, перед которой разведён костёр. На скамью укладываются приношения: по одну сторону пироги и хлеб-соль, а по другую - кувшин с молоком, масло, яйца, сыр, сметану, у ног кладут сплетённые венки. Девушки водят вокруг неё хороводы. Леля раздает угощения и подарки подругам, бросает им венки. Эти подарки сохраняются на счастье.