Кто с мечем к нам придет - от меча и погибнет
ЭкоРусь - экология пространства

Кулачки

Из полевых материалов П.И.Кутенкова, собранных по селам Пензенской области, "Коловорот-2003"

Кулачки проходили по большим праздникам: Миколин день, Рождество, Крещение, Загванье перед Масляницей, Масляница, Благовещенье, Пасха, Красная Горка. Село для проведения кулачек делилось на две половины. Шли стенка на стенку. Победа определялась по тому, кто кого угонит до установленной черты, находящиеся на удалении 500-550 метров от начала.

Существовали довольно жесткие правила проведения боев. Если в руке у кого обнаружат кистень, железку или что-то подобное, то тот человек мог быть забит до смерти обеими сторонами тут же на месте кулачек. "Лежачего не бить", это высоконравственное правило входило в обыкновение вяземских мальчишек с детских лет. Задача же кулачника состояла в том, чтобы сбить с ног бойца противостоящей стороны. Сломать нос, разбить губу, выбить глаз или нанести другие физические увечья - такой цели кулачные бои не преследовали. "Угнать на их канец" - вот задача боя. Конечно, если при этом выбили зуб - пенять не на кого, уворачивайся, защищайся, нападай. Собиралось с каждой стороны в стенку человек по 100 и больше.

Для участия в кулачных боях мальчишки сбегали с уроков, чтобы зачинать бой, а затем смотреть на своих старших братьев, отцов и дедов. Кулачки начинали ребятишки лет по 10-12 поединком один на один. Постепенно втягивались ребята побольше годами и ростом. Подростков по 14-16 лет сменяли женихи, а настоящие бои начинались, когда выстраивалась стенка из мужчин. Приходили драться и старики с бородами в халатах, шубах, которым уже далеко было за 50. Крепкие старики всегда ходили в стенку. Шёл кулачный бой на улице, а по бокам стенок, вдоль улицы стоял народ и играл на гармошках, поддавая песняка и подзадоривая бойцов. Во время боя шапки, слетевшие с головы бойцов, ребятишки подкидывали вверх. На всю округу стоял гул и слышны были крики: "Давай! давай! дава-а-й!". Зимой, особенно по крепкому морозу, гул боя был слышан за несколько вёрст.

На этих игрищах девки шли и смотрели своих будущих женихов, бабы - мужей. Поэтому парни и мужики старались показать свою удаль, силу и ловкость, которые ценились в народе. "Какой же мужик удержица от кулацек, это похвала среди людей, кто на кулацки-то идёть", - так до сего дня вяземские старухи говорят о кулачках и их участниках.

После угона той или другой стороны до рубежа победы, все собирались снова на исходном месте, вместе отдыхали, подшучивали над неудачниками и, слово за слово, схватывались одиночные бойцы, а после стенка строилась для нового натиска. Кулачки заканчивались поздно вечером. К утру топили бани, чтобы парить намятые бока. Мужики и парни оживленно обсуждали результаты боев.

После 1963 года кулачные стенки не сходились…